Как пишут в новостях «большинство ностальгирующих по Союзу – люди от 55 лет, хотя в последние два года такие настроения растут и среди молодежи 18–24 лет». В качестве аргумента приводится пенсионная реформа, которая уменьшила ощущение социальной защищенности. Обозначенные возрастные группы всегда нестабильные. Одни от потери надежды на сытую старость, другие от неопределенности.
Но, на мой взгляд, это как раз издержки текущей стабильности. Зарплаты по отраслям устаканились, доллар с евро больше не скачут, чего бы не погрустить. Тем более, что негатив забывается и кажется менее существенным, чем мифы о халяве.
Еще, думаю, важным фактором, стало то, что у активной части населения уменьшились надежды рвануть в бизнес. Все ниши давно заняты и как раньше с минимальным капиталом развернуться практически невозможно. Даже существующий мелкий бизнес постепенно поглощается крупным.
Недавно натолкнулся на аналитику зарплат по своей отрасли — информационным технологиям. Получается молодежь 18–24 лет предпочитает ностальгировать по эфемерному совку, которого никогда не видела, вместо того чтобы учится и работать. А открытых вакансий полно и на рынке постоянная нехватка специалистов.
Лично я постепенно прихожу к пониманию, что надеятся на пенсию наивно и за оставшиеся примерно 20 лет активной трудовой деятельности нужно максимально подготовится к «самообеспечению» с минимальными усилиями. Даже до всяких пенсионных реформ я не питал на этот счет больших надежд, так как официальный стаж у меня довольно маленький — часто работал без оформления и белых зарплат почти никогда не было. Тем интереснее сейчас суметь грамотно распланировать дальнейшую жизнь, и если повезет, уйти от активной профессиональной деятельности даже раньше официального пенсионного возраста. Уже хочется жить а не работать.